Железный крест в байкерских украшениях
Многие символы со временем меняют своё значение. Иногда - на прямо противоположное. Так и произошло с железным крестом - когда-то он был крайне почётной военной наградой, а потом долгое время ассоциировался исключительно с преступлениями нацистской Германии. И если бы не байкерская субкультура, то про железный крест скоро бы вообще позабыли. Но этого не случилось. Украшения с крестами аналогичной формы популярны среди мужественных любителей скорости и мотоциклов, а также у любителей аксессуаров с брутальным дизайном. Вот только многие из них понятия не имеют об истории символа и его значении. Пришло время исправить это досадное недоразумение.
Равносторонние кресты в европейской символике
Европейцы использовали символику, включающую разнообразные кресты, с давних пор. И при этом приходилось напрягать фантазию - классический крест использовать было нельзя - всё же это прерогатива церкви, а как-то выделиться среди прочих религиозных объединений очень хотелось. Поэтому и появилось большое количество похожих крестов, которые многие путают до сих пор. Так что стоит остановиться на этом моменте отдельно.
- Болнисский крест. Распространённый грузинский религиозный символ, восходящий чуть ли не к V веку нашей эры. Равносторонний белый крест с вогнутыми расширяющимися концами, заключённый в круг.
- Мальтийский крест. Официальный символ ордена Госпитальеров, образовавшегося в 1099 году. Белый равносторонний крест с V-образными вырезами на расширяющихся концах.
- Тевтонский крест. Или “Чёрный крест”.Официальный символ Тевтонского ордена, образовавшегося в 1190 году. Характерен вытянутой нижней частью креста, вогнутыми расширяющимися концами, а также - серебристой окантовкой.
- Тамплиерский крест. Или, как его ещё называют, лапчатый. Официальный символ ордена Тамплиеров, основанного в 1119 году. Существовал в нескольких вариантах, один из которых подразумевал расширяющиеся концы с прямым завершением. Впрочем, чаще использовались другие варианты - с прямыми концами, либо с расширяющимися, но выпуклыми. Использовался как чёрный цвет, так и красный.
И, конечно же, Железный крест, о котором изначально и шла речь. Очень похож на упомянутый выше крест тамплиеров, однако не имеет к ним никакого отношения.
История железного креста, как награды
Согласно легенде о создании данного символа, король Пруссии Фридрих Вильгельм III вдохновлялся тевтонским крестом. Потому как Пруссия во все времена гордилась своей исторической связью с Тевтонским орденом. И в 1813 году Железный крест стал официальной военной наградой, которую вручали тем, кто отличился в процессе освобождения страны от войск Наполеона.
В последующей войне 1871 года Пруссия разбила французские войска, объединилась с Германией и сформировала Германскую империю, которая переняла многие высшие прусские воинские награды, в том числе и Железный крест.
Затем была Первая мировая война, в которой Железными крестами тоже активно награждали отличившихся бойцов. Но в куда большем количестве, чем в предыдущих войнах. Награда стала известной и распространённой. Один такой Железный крест I степени получил даже никому ещё неизвестный ефрейтор Адольф Гитлер.
Он и возродил вновь практику выдачи Железных крестов в 1939 году. Только саму конструкцию ордена слегка исправил - добавил свастику в центре и поменял цвет орденской ленты с чёрно-белой на чёрно-бело-красную.
Также стоит отметить, что не только Пруссия и нацистская Германия использовали узнаваемую форму железного креста в качестве воинской награды. В Российской Империи почти такую же форму, только с небольшим кругом в центре, имел Орден Святого Георгия Победоносца, а в Великобритании - Крест Виктории.
Дальнейшая история железного креста
Железный крест наравне с чёрным равносторонним прямым крестом (Шварцкройц) служил также опознавательным знаком для военной техники Германии, начиная ещё со времён Первой мировой. Рисовался и на самолётах, и на танках, и на мотоциклах, которых в армии было немало. Но если забрать с собой боевую технику в качестве личного трофея солдаты союзников не могли, то с мотоциклами всё было куда проще. Так что американские ветераны возвращались домой с относительно новенькими мотоциклами DKW RT125, BMW R75 и R71 с которых была удалена свастика, но не другие опознавательные символы.
Поскольку Железный крест был военной наградой, которую давали отличившимся бойцам Вермахта, получить её в качестве трофея стало для солдат союзников одним из доказательств личного мужества и воинского мастерства. А ношение такой “трофейной награды” серьёзно поднимало репутацию бойца в глазах собратьев.
Так что, по возвращению в США, ветераны Второй Мировой стали активно разъезжать на трофейных мотоциклах и “козырять” трофейными Железными крестами. Именно таким мужественным защитникам “американской мечты” и хотела подражать молодёжь. Поэтому Железный крест довольно быстро стал распространённым байкерским символом. Который, для ещё большей брутальности, начали дополнять изображениями черепов. Впрочем, у этого была даже практическая цель - дело в том, что в рамках программы денацификации свастики с оригинальных железных крестов удалялись. А образовавшиеся царапины и повреждения надо было чем-то закрасить и закрыть - почему бы не изображением черепа.
Конечно, были и те, кто носил его в знак симпатии к нацистской идеологии и лично Адольфу Гитлеру, но таких среди байкеров было немного. Но да, некоторые байкерские группировки активно заявляли о своём крайне правом мировоззрении, в знак чего - носили узнаваемую символику, в том числе и украшения в форме железного креста. Что, впрочем, не превращает автоматически любого носящего железный крест в нациста.
Именно так железный крест занял своё почётное место в рамках классической байкерской символики. Его изображениями украшают и куртки, и шлемы, и кастомные чопперы. И, конечно же, носят как в виде перстней, так и на цепочках.